Виртуальная выставка
"ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ"
Пункту древней металлургии салтово-маяцкой культуры у села Ютановка
VIII-X веков
Волоконовский район, как и вся Белгородская область, богат археологическими памятниками — памятниками старины. Это — места поселений людей, живших много веков тому назад, остатки военных сооружений. Внимательное исследование их, открытие новых позволяет нам изучить древнюю историю нашего края, жизнь далеких предков — их быт, культуру, труд, события, происходившие здесь. Но для того, чтобы эти свидетели «заговорили», их нужно найти, открыть, изучить и сохранить.
Археология – это наука, которая изучает прошлое человечества. Таким образом, археология тесно связана с историей. Но, в отличие от истории, в археологии изучение прошлого происходит по памятникам материальной культуры – орудиям труда, захоронениям, оружию и т.д. Памятники находят в основном в результате специальных археологических раскопок.Археологические разведки производят по специальному разрешению — Открытый лист.
В результате многолетней работы местных краеведов составлена археологическая карта Волоконовского района, запечатлевшая многие памятники древности — пункты пребывания человека на нашей земле в далекие времена.
Они делятся на три:
1. Стоянки, селища, городища, могильники и отдельные погребения;
2. Курганные группы и отдельные курганы;
3. Отдельные находки.
Карта древностей. Памятники археологии Волоконовского района
В 1982 году Анатолием Григорьевичем Николаенко (учитель-краевед, руководитель Волоконовской краеведческой группы «Алан»), у с. Ютановка Волоконовского района была открыта частично уцелевшая площадка со следами производственной деятельности. Это был один из ремесленных кварталов раннего средневекового города Арса, упоминаемого арабскими источниками, в котором жили и трудились металлурги и гончары.
Исследования Ютановского комплекса археологических памятников салтово-маяцкой культуры VIII-X вв. позволило прийти к выводу, что в Оскольской долине у с.Ютановка в VIII-X вв. происходил классический процесс образования города, как и в Западной Европе. Формировавшийся раннесредневековый город являлся административным, торговым, религиозным и культурным центром для всей Приоскольской лесостепи VIII-X вв. Поселение от Нижних Лубянок до Ютановки представляло собой посад средневеково города, заселённого в большинстве своём металлургами, кузнецами и гончарами.
Большая концентрация населения в окрестностях Ютановского городища объясняется и тем, что здесь находится наиболее выгодная точка пересечения транспортной сети долины Оскола. То есть, торговые караваны, двигавшиеся по сети дорог Тихой Сосны от Красного городища, у Ютановского поселения могли продолжать путь в двух направлениях. Первый торговый путь лежал на запад, в сторону Дмитриевского городища, расположенного на р. Короча. Второй торговый путь проходил вдоль р. Волчья в сторону Волчанского городища. Скифы, сарматы, гунны, хазары, половцы – вот неполный перечень народов, которые проживали здесь и каждый из них оставил свой след, по которому ученые – археологи изучают быт, жизнь и культуру. Наиболее полно изучены археологические памятники салтово-маяцкой культуры, датируемые учеными VIII – X веками нашей эры.ф
Наиболее многочисленными ремесленными объектами средневекового населения Приоскольской лесостепи являются железоплавильные сыродутные горны. На территории ремесленного квартала обнаружен и исследован 21 сыродутный горн. Их можно разделить, исходя из особенностей конструкции, на три типа.
Тигель сыродутного горна. Тип I
Фрагменты стенок тигля. Салтово-маяцкой культуры VIII-X вв.
Наиболее многочисленными являлись горны первого типа. Они представляли собой достаточно сложные сооружения, состоящие из двух ям — более глубокой пригорновой, где находился мастер, и более мелкой ямы-шахты, где и происходила плавка металла. Между ямами оставалась грунтовая перегородка из нетронутой глины, в нижней части которой пробивался лещадный канал с уклоном в сторону пригорновой ямы. Через канал мастер извлекал шлак, вытекающий из огнеупорного колбообразного тигля, установленного в яме-шахте.Тигель имел горловину, плечики, над которыми с двух сторон было по одному дутьевому отверстию диаметром 1,5-2 см. К дутьевым отверстиям подходили воздуходувные трубки, по которым подавался в тигель воздух. Трубки, в свою очередь, размещались в грунтовых воздуховодах. Свободный объем в яме-шахте и воздуховодах заполнялся песчаной футеровкой. От высокой температуры она принимала различную цветовую окраску, в зависимости от удаленности от тигля. Тигли и воздуходувные трубки – сменяемые детали в сыродутных горнах.
В колбообразный тигель загружали железную руду и древесный уголь. Уголь поджигали, с помощью мехов подмастерья нагнетали воздух в тигель. Под воздействием высокой температуры руда превращалась в железо, весь процесс выплавки занимал примерно около 10 часов. В итоге через некоторое время мастер получал 9-килограммовый комок металла, который назывался КРИЦА, по структуре это крица была губчатая, в диаметре 10 см. и высотой 3 см. Мастер, который производил крицу, назывался металлургом. Готовый материал передавался кузнецу, который занимался изготовлением предметов домашнего обихода, (ножи, крючки для ловли рыбы), оружия (топоры, мечи), элементы доспехов.
Металлургическая мастерская
По расчетам в Приоскольской лесостепи от Вейделевки до Старого Оскола в VIII—X вв. н. э. одновременно действовали около 800 сыродутных горнов.
В ремесленном квартале Арсы среди сыродутных горнов располагалась металлургическая мастерская. От нее остался круглый в плане котлован глубиной около метра и диаметром 6 метров. В центре котлована находился частично разрушенный в древности сыродутный горн, выдававший металл круглый год.
Здесь же, в ремесленном квартале древнего города, действовали три гончарных и одна многопрофильная мастерская. От них остались слегка углубленные в материковый грунт под квадратные котлованы.
В глиняном полу гончарных мастерских расчищены угловые и промежуточные ямки от столбовых построек, круглые в плане углубления от гончарных кругов, ямы — лотки с остатками формовочной массы, очажные оранжевые пятна.
Многопрофильная мастерская
Реконструкция гончарного горна для обжига керамической посуды: 1 – топочная камера; 2 – обжигательная камера; 3 – межкамерная перегородка с продухами; 4 – ход в топочную камеру со сторонами пригорновой ямы; 5 –керамичекая двухсекторная крышка обжигательной камеры на уровне дневной поверхности
|
Гончарный горн состоит из пригорновой ямы, топочной и обжигательной камер.
Керамика. Салтово-маяцкой культуры VIII-X вв.
Точильный брусок
из мелкозернистого плотного песчаника
Салтово-маяцкой культуры VIII-X вв.
Литература:
«Северо-Западная Хазария или Донская Русь?..»
(Древности Приоскольской лесостепи в заметках краеведа)
А.Г. Николаенко п.Волоконовка, 1991 год
Археологический фотоальбом «Спасенная память России»
А.Г. Николаенко, А.В. Степовой, г.Белгород, 2006год